Отраслевые новости

В России разработан новый план повышения энергоэффективности

Минэкономики РФ подготовило обновленный план повышения энергоэффективности, представив новую цель снижения энергоемкости ВВП к 2030 году — 35% от уровня 2017 года за счет современных технологий в энергетике, на транспорте и в ЖКХ.

Закон об энергоэффективности был принят еще в 2009 году и предписывал снижение энергоемкости российского ВВП на 40% к 2020 году, но с 2015 года бюджетная поддержка проектов энергоэффективности была свернута. В декабре 2019 года Минэкономики признало, что «за прошедшие 10 лет энергоемкость ВВП снизилась всего на 9%, а в последние четыре года она не снижается».

Новый план готовился с участием ведомств, регионов, а также бизнеса и экспертного сообщества и ориентирован, в первую очередь, на «повышение энергоэффективности наиболее энергоемких секторов экономики и бюджетного сектора». План синхронизирован со стратегией долгосрочного низкоуглеродного развития и должен стать основным инструментом достижения климатических целей РФ по «базовому сценарию».

Новая цель для РФ в области снижения энергоемкости на 2030 год — порядка 35% снижения энергоемкости от уровня 2017 года в целом (или порядка 42% от уровня 2009 года), более половины эффекта (20%) должен обеспечить технологический фактор.

Получается, что цель 2009 года «переносят» на 10 лет вперед, однако предлагаются более реальные механизмы ее достижения.

План включает 6 блоков мероприятий — в электроэнергетике, промышленности, энергоэффективных материалах, ЖКХ, теплоснабжении и на транспорте, отдельно выделена бюджетная сфера. «Нулевой» этап плана — введение 100-процентного приборного учета (в том числе с автоматическим сбором показаний). Основным инструментом в энергетике названа «модернизация генерирующих объектов», в том числе внедрение высокоэффективных парогазовых технологий на электростанциях и содействие развитию когенерации.

Источник: «Ъ»

Вам может быть интересно
  • В этом году вступает в силу целый ряд законов, касающихся сферы ЖКХ. Большинство из них направлены на усиление платежной дисциплины, повышаются пени, вводятся дополнительные штрафные санкции. «Газета.Ru» разобралась, что изменится для жильцов.

    В этом году нас ожидает очередное плановое повышение тарифов ЖКХ. В октябре 2015 года правительством РФ утверждены индексы изменения размера платы с граждан за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ на 2016 год. Для разных регионов устанавливается разный процент допустимого роста коммунальных платежей.
    25.01.2016
  • Капремонту прочат перестройку

    Предпринимательское сообщество критикует систему финансирования капремонта жилых домов. По мнению РСПП, механизм формирования фондов капремонта силами региональных операторов необходимо отменить — он не гарантирует ни проведения ремонта (жители новых домов сейчас фактически финансируют ремонт старых), ни сохранности средств от обесценивания. Альтернативой в РСПП видят схему ремонта за счет льготных кредитов — или применения энергосервисных контрактов.
    02.03.2016
  • Развитию энергосервисных контрактов необходимо придать дополнительный стимул

    Правительство намерено рассмотреть инструменты для дальнейшего развития энергосервисных контрактов. Об этом вице-премьер РФ Виталий Мутко сообщил в ходе профильного совещания с представителями заинтересованных министерств и ведомств, отметив, что энергосервис планируется интегрировать в актуализируемую Стратегию развития ЖКХ. Как отметил зампред правительства, энергосервисные контракты постепенно становятся действенным механизмом модернизации коммунальной сферы по многим направлениям. «Объем рынка энергосервиса в бюджетной сфере и секторе ЖКХ растет. По экспертным оценкам, в 2018 году он превысил 20 млрд рублей. При этом объем инвестиций в рамках контрактов распределяется следующим образом: уличное освещение – 42%; объекты социальной сферы – 33%; объекты электросетевого хозяйства, котельные и многоквартирные дома суммарно – 11%», - рассказал Виталий Мутко, добавив, что предметом более 60% контрактов является сбережение тепловой энергии, 36% приходится на электроэнергию. По его словам, в ряде регионов есть хорошая практика по реализации таких проектов, например, в Ивановской и Калужской областях, Республике Якутия. «Экономия по контрактам действительно высокая», - подчеркнул он, предложив присутствовавшим на совещании представителям этих субъектов РФ рассказать, с какими трудностями они сталкиваются в этой сфере. По информации руководителей регионов, развитие энергосервисных контрактов тормозится целым рядом факторов. В частности, речь идет о нормативной-правовой неурегулированности в данной сфере, отсутствии серьезных стимулов для участия бизнеса в подобных проектах, неясности статуса контрактов для правоохранительных органов. Урегулирования также требуют условия реализации энергосервисных контрактов по жилому фонду, в том числе в части тарифов. Представители субъектов РФ, Минстроя, Минэнерго и Минэка обозначали свои позиции по рассматриваемым вопросам и внесли ряд предложений, направленных на развитие энергосервиса. Подводя итоги заседания, Виталий Мутко попросил всех его участников проработать свои предложения, чтобы согласованная позиция могла быть утверждена в качестве действенной меры по развитию энергосервиса. «Энергоэффективность одно из ключевых направлений для экономики. Работать в этом направление нужно активнее. Проработанные вопросы, касающиеся, развития энергосервисных контрактов будут интегрированы в Стратегию развития ЖКХ, в которой до сих пор этот момент был слабо отражен, так как упор делался на капремонт, расселение аварийного жилья и концессии», - заключил он.
    22.02.2019
ex professo — со знанием дела