Отраслевые новости

Капремонт вместо модернизации

Эксперты опасаются, что в тепловой энергетике вместо модернизации оборудования по итогам отборов проектов можно получить программу капитальных ремонтов, а критерии эффективности будут заменены критериями дешевизны.

Если не изменить правила конкурентного отбора проектов модернизации тепловой генерации, то на достижение заявленных при разработке программы целей можно не рассчитывать. В связи с этим, комитет Госдумы РФ по энергетике рекомендует Правительству РФ скорректировать процедуры и критерии отбора проектов на 2025 и последующие годы. Об этом говорилось на расширенном заседании комитета Госдумы РФ по энергетике, на котором рассматривались итоги отбора проектов модернизации тепловой генерации на 2022-2024 года.

В решении комитета отмечается, что итоги отбора подтвердили прогнозы участников рынка – высокая конкуренция и отбор исходя из критерия минимизации затрат привели к отбору проектов с минимальным набором обязательных мероприятий в отношении наиболее востребованного и экономичного оборудования. Суммарный размер капитальных затрат по итогам отбора намного ниже предельных максимальных значений.

По отобранным проектам генерирующих объектов работы и мероприятия в основном сведены к проведению средней или неглубокой модернизации. Программы направлены преимущественно на низкозатратное продление паркового ресурса технологически устаревшего энергооборудования паросилового цикла до 2038-2040 годов.

Подавляющее большинство отобранной мощности в первой ценовой зоне является конденсационной либо тепловой, снабжающей промышленные предприятия. Заявки участников, поданные на проекты с повышением КПД за счет использования когенерации, оказались неконкурентоспособны.

Во второй ценовой зоне большинство проектов реализуются на станциях c комбинированной выработкой либо на конденсационных, находящихся в сложных узлах энергосистемы. Эти проекты соответствуют целям программы модернизации – продление паркового ресурса востребованного оборудования, модернизация которого не окупается в рамках текущих ценовых параметров конкурентного отбора мощности (КОМ).

Принципиальное отличие результатов конкурсного отбора в ценовых зонах в основном объясняется разницей в структуре генерации по зонам и стратегии участников: во второй зоне подавляющая доля генерации, удовлетворяющих отбору, располагается на ТЭЦ. Набор мероприятий, реализуемых по итогам отбора в обеих ценовых зонах, в основном состоит из замены отдельных элементов турбин (первая ценовая зона) и котлов (вторая ценовая зона). Мероприятия по переходу на более эффективный цикл производства электроэнергии не были отобраны, также практически отсутствуют мероприятия по улучшению экологии производства.

По мнению председателя комитета по энергетике Павла Завального, если «правила игры» не изменятся, то по окончании реализации программы можно получить не повышение, в понижение надежности и эффективности генерации. К 2035-2040 гг. отрасль получит еще больший объем теперь уже окончательно технологически устаревшего оборудования.

В комитете полагают, что изменения условий отбора должны быть направлены на решение двух задач:

— продление паркового ресурса (100 ГВт) с неглубокой модернизацией, заменой оборудования, ограничивающего парковый ресурс по наработке или техническому состоянию. Это возможно сделать в Правилах отбора КОМ с возможным увеличением стоимости таких проектов до 1,35 и расширением обязательного объема работ, в том числе, с требованием замены систем управления, включая цифровизацию указанных систем;

— глубокую модернизацию оборудования с полной заменой основных блоков и модулей, включая использования парогазового цикла, с учетом требований улучшения показателей, соответствующих лучшим мировым образцам с учетом возможностей отечественного машиностроения и локализации импортных образцов.

По итогам обсуждения Комитет сформулировал пакет рекомендаций Правительству РФ, в том числе:

— ускорить внесение в Государственную Думу проекта федерального закона, вносящего изменения в Федеральный закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», предусматривающего совершенствование порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации в целях обеспечения возможности вывода из эксплуатации генерирующего оборудования без риска снижения надежности энергоснабжения потребителей.

— предусмотреть расширение ценового коридора КОМ, в рамках которого конкурируют генерирующие компании, за счет применения повышающего коэффициента до 1,35 к предельным максимальным значениям капитальных затрат всех мероприятий, при отборе проектов модернизации с целью продления ресурса (без существенного изменения мощности и КПД) с одновременным расширением объема обязательных мероприятий, включая замену систем управления.

— предусмотреть на КОММОД введение порогового значения КПД для разного уровня устанавливаемой мощности на уровне не ниже 43-46 % для объектов, работающих с использованием паросилового цикла, и не ниже 53-56 % — для объектов с использованием парогазового цикла, ниже которого не рассматривать проекты модернизации:

— перенести запланированный уже на ближайшее время отбор на 2025 год на более поздний срок, с тем, чтобы внести в его условия соответствующие изменения.

Источник: Газета «Энергетика и промышленность России»

Вам может быть интересно
  • Тепло проведут в Генпрокуратуру

    Правительство начинает претворять в жизнь угрозы наказания региональных чиновников за отсутствие схем теплоснабжения городов. Проблемы грозят властям Тюмени и Челябинска. Минэнерго уже разрабатывает поправки к законам, позволяющие штрафовать и дисквалифицировать чиновников, теперь речь идет и о привлечении Генпрокуратуры.
    15.03.2016
  • В Петербурге принят второй пакет мер по поддержке экономики в период пандемии коронавируса COVID-19

    Администрация города обещает предоставить налоговые льготы малым и средним предприятиям, которые работают в сферах обрабатывающих производств, а также занимаются научными разработками (НИОКР) и используют упрощённую систему налогообложения. В Смольном говорят, что этой мерой смогут воспользоваться более 28 тыс. организаций. На полгода продлевается срок уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций за первый квартал 2020 года и на 4 месяца за второй квартал 2020 года для собственников недвижимости площадью не менее 1 тыс. кв. м. Эта мера будет действовать при условии, что собственник освободит арендаторов от платы или снизит ее не менее, чем на 50%. Предполагается, что этим видом поддержки смогут воспользоваться более 10 тыс. предпринимателей. Также для субъектов малого и среднего предпринимательства планируется ввести мораторий на начисление пеней за просрочку оплаты услуг теплоснабжающим организациям и прекратить до 30 июня взыскание задолженности. Еще одним направлением является поддержка спроса на продукцию предприятий малого и среднего бизнеса. В период с 2020 по 2024 год планируется увеличить долю государственных закупок у таких предприятий с существующих 15% до 23,5% в 2020 году. Город обещает также увеличить авансирование по государственным контрактам на строительство объектов социальной инфраструктуры до 30% для строительных компаний. Как утверждает пресс-служба городской администрации, эти меры «дополняют меры федеральной поддержки, предложенные президентом РФ Владимиром Путиным в выступлении 11 мая».
    14.05.2020
  • В Кемерово более 1500 многоэтажек перешли на прямые расчеты за тепло с предприятиями СГК

    Количество многоквартирных домов в городе Кемерово, жители которых сделали выбор в пользу прямых расчетов за тепловую энергию и горячую воду с предприятиями Сибирской генерирующей компании (СГК), в течение 2015 года увеличилось на 23%. Инициатива Сибирской генерирующей компании о внесении платы за услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения непосредственно поставщику энергоресурсов находит активную поддержку со стороны населения областного центра Кузбасса.
    21.01.2016
ex professo — со знанием дела