Отраслевые новости

Капремонт вместо модернизации

Эксперты опасаются, что в тепловой энергетике вместо модернизации оборудования по итогам отборов проектов можно получить программу капитальных ремонтов, а критерии эффективности будут заменены критериями дешевизны.

Если не изменить правила конкурентного отбора проектов модернизации тепловой генерации, то на достижение заявленных при разработке программы целей можно не рассчитывать. В связи с этим, комитет Госдумы РФ по энергетике рекомендует Правительству РФ скорректировать процедуры и критерии отбора проектов на 2025 и последующие годы. Об этом говорилось на расширенном заседании комитета Госдумы РФ по энергетике, на котором рассматривались итоги отбора проектов модернизации тепловой генерации на 2022-2024 года.

В решении комитета отмечается, что итоги отбора подтвердили прогнозы участников рынка – высокая конкуренция и отбор исходя из критерия минимизации затрат привели к отбору проектов с минимальным набором обязательных мероприятий в отношении наиболее востребованного и экономичного оборудования. Суммарный размер капитальных затрат по итогам отбора намного ниже предельных максимальных значений.

По отобранным проектам генерирующих объектов работы и мероприятия в основном сведены к проведению средней или неглубокой модернизации. Программы направлены преимущественно на низкозатратное продление паркового ресурса технологически устаревшего энергооборудования паросилового цикла до 2038-2040 годов.

Подавляющее большинство отобранной мощности в первой ценовой зоне является конденсационной либо тепловой, снабжающей промышленные предприятия. Заявки участников, поданные на проекты с повышением КПД за счет использования когенерации, оказались неконкурентоспособны.

Во второй ценовой зоне большинство проектов реализуются на станциях c комбинированной выработкой либо на конденсационных, находящихся в сложных узлах энергосистемы. Эти проекты соответствуют целям программы модернизации – продление паркового ресурса востребованного оборудования, модернизация которого не окупается в рамках текущих ценовых параметров конкурентного отбора мощности (КОМ).

Принципиальное отличие результатов конкурсного отбора в ценовых зонах в основном объясняется разницей в структуре генерации по зонам и стратегии участников: во второй зоне подавляющая доля генерации, удовлетворяющих отбору, располагается на ТЭЦ. Набор мероприятий, реализуемых по итогам отбора в обеих ценовых зонах, в основном состоит из замены отдельных элементов турбин (первая ценовая зона) и котлов (вторая ценовая зона). Мероприятия по переходу на более эффективный цикл производства электроэнергии не были отобраны, также практически отсутствуют мероприятия по улучшению экологии производства.

По мнению председателя комитета по энергетике Павла Завального, если «правила игры» не изменятся, то по окончании реализации программы можно получить не повышение, в понижение надежности и эффективности генерации. К 2035-2040 гг. отрасль получит еще больший объем теперь уже окончательно технологически устаревшего оборудования.

В комитете полагают, что изменения условий отбора должны быть направлены на решение двух задач:

— продление паркового ресурса (100 ГВт) с неглубокой модернизацией, заменой оборудования, ограничивающего парковый ресурс по наработке или техническому состоянию. Это возможно сделать в Правилах отбора КОМ с возможным увеличением стоимости таких проектов до 1,35 и расширением обязательного объема работ, в том числе, с требованием замены систем управления, включая цифровизацию указанных систем;

— глубокую модернизацию оборудования с полной заменой основных блоков и модулей, включая использования парогазового цикла, с учетом требований улучшения показателей, соответствующих лучшим мировым образцам с учетом возможностей отечественного машиностроения и локализации импортных образцов.

По итогам обсуждения Комитет сформулировал пакет рекомендаций Правительству РФ, в том числе:

— ускорить внесение в Государственную Думу проекта федерального закона, вносящего изменения в Федеральный закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», предусматривающего совершенствование порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации в целях обеспечения возможности вывода из эксплуатации генерирующего оборудования без риска снижения надежности энергоснабжения потребителей.

— предусмотреть расширение ценового коридора КОМ, в рамках которого конкурируют генерирующие компании, за счет применения повышающего коэффициента до 1,35 к предельным максимальным значениям капитальных затрат всех мероприятий, при отборе проектов модернизации с целью продления ресурса (без существенного изменения мощности и КПД) с одновременным расширением объема обязательных мероприятий, включая замену систем управления.

— предусмотреть на КОММОД введение порогового значения КПД для разного уровня устанавливаемой мощности на уровне не ниже 43-46 % для объектов, работающих с использованием паросилового цикла, и не ниже 53-56 % — для объектов с использованием парогазового цикла, ниже которого не рассматривать проекты модернизации:

— перенести запланированный уже на ближайшее время отбор на 2025 год на более поздний срок, с тем, чтобы внести в его условия соответствующие изменения.

Источник: Газета «Энергетика и промышленность России»

Вам может быть интересно
  • Госдума возможно рассмотрит законопроект об «альтернативных котельных» на следующей неделе

    Законопроект об альтернативных котельных будет рассмотрен Госдумой во втором чтении на следующей неделе, сообщил журналистам заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко. «Я надеюсь, мы успеем пройти второе и третье чтение, у нас подготовлены все нормативно-правовые акты, проекты, более того, самый основной документ, методика расчета цен альтернативной котельной, всё уже в правительстве», — сказал он.
    07.07.2017
  • Александр Новак призвал регионы вводить тарифы «альткотельной» при теплоснабжении

    Регионам необходимо более активно переходить на новый метод "альтернативной котельной" для привлечения инвестиций в сферу теплоснабжения, заявил министр энергетики РФ Александр Новак на всероссийском совещании по итогам прохождения субъектами электроэнергетики осенне-зимнего периода 2018-2019 годов. "Альткотельная" - это новый метод расчета тарифов на тепло, когда цена для потребителей определяется не по методу "затраты плюс", а в рамках свободного ценообразования, ограниченного предельной планкой. В рамках новой модели единая теплоснабжающая организация наделяется широкими полномочиями, она фактически становится ответственной за всю цепочку теплоснабжения в рамках своей территории. На новую модель формирования цены на тепло уже перешли два населённых пункта в России – Рубцовск Алтайского края и Линево Новосибирской области. "Несмотря на все сложности, которые есть, несмотря на проблемы, которые были озвучены в части тарифообразования, это одна из проблем. Надо переходить, безусловно, на долгосрочный тариф... более активно использовать регионам метод "альтернативной котельной", - отметил Новак. Он также отметил, что "альткотельная" - это один из инструментов, который дает возможность привлечь инвестиции именно в теплоснабжение и имеет большой потенциал с точки зрения наведения там порядка.
    25.04.2019
  • Кабмин утвердил обязательную сертификацию отопительных приборов

    Постановление от 17 июня 2017 года №717. Введены обязательная сертификация радиаторов отопления и отопительных конвекторов и декларирование соответствия теплоизоляционных материалов, строительных растворов и смесей. Это будет способствовать снижению доли небезопасной и некачественной продукции на российском рынке. Для выполнения производителями обязательных требований к такой продукции и обеспечения аккредитации соответствующих органов для выполнения работ по сертификации радиаторов отопления и отопительных конвекторов предусматривается необходимый переходный период.
    28.06.2017
ex professo — со знанием дела