Отраслевые новости

Хабаровским застройщикам не тепло

Застройщики Хабаровска пожаловались губернатору Вячеславу Шпорту на медлительность мэрии, которая в условиях загруженности на 125-150% теплосетей, мешающей подключению новых объектов, уже который год не может утвердить в Минэнерго перспективную схему теплоснабжения. Из-за этого тепломагистрали не включает в свою инвестпрограмму генерация. В мэрии и краевом министерстве ЖКХ заверяют, что документ будет согласован в марте, однако подчеркивают, что без соинвестирования самих застройщиков сети не построить.

Вечером в среду хабаровский губернатор Вячеслав Шпорт провел совещание, которое началось с обсуждения сокращения сроков прохождения разрешительных процедур для инвесторов. Из докладов зампреда краевого правительства Сергея Игнатовича и заместителя гендиректора «Хабаровских электросетей» Сергея Новикова следовало, что сделано немало. Так, срок получения разрешения на строительство сократится с 344 дней в 2013 году до 90 в 2016-м, выдачи условий на техприсоединение к электросетям — с 281 дня в 2012 году также до 90.

Гендиректор ООО «Инвестиционно-строительный консалтинг» Вадим Сухарев (компания будет техническим застройщиком проекта ТЦ с аквапарком по ул. Павла Морозова, см. „Ъ“ от 9 октября 2015 года) тоже начал со сроков: ТУ на тепло, по его данным, сейчас получают лишь за 11 недель, но можно быстрее. Однако затем бизнесмен перешел к более глобальной проблеме: «Возможность подключения к системе теплоснабжения в Хабаровске фактически отсутствует, за последние годы — более 90% отказов», — заявил он.

Хабаровская мэрия, пожаловался господин Сухарев, до сих пор не утвердила перспективную схему теплоснабжения до 2028 года, хотя должна была это сделать еще в 2011 году. Из-за этого АО «Дальневосточная генерирующая компания» (ДГК, снабжает теплом 98,7% потребителей Хабаровска) не включает проекты строительства новых и реконструкции действующих тепломагистралей (ТМ) в свою инвестпрограмму. «ТМ-35 не входила в инвестпрограмму 2010-2015 годов и не вошла в 2016-2018 годы. Реконструкция ТМ-25 не завершена, Минэнерго наметило ее реконструкцию лишь на 2020 год»,— рассказал Вадим Сухарев.

Отметим, что сейчас три хабаровские ТЭЦ при установленной мощности 3,45 тыс. Гкал/ч даже с учетом потерь выдают лишь 2,5 тыс. Гкал/ч тепла, то есть резерв по мощности у них есть. Но только на трех ТМ возможны подключения новых потребителей — остальные загружены на 105-150%. ТМ-25 соединяет ТЭЦ-2 с объектами центра города, ТМ-35 должна связать ТЭЦ-3 с точками перспективной жилищной застройки, в том числе микрорайонами «Ореховая сопка», Шестым и Седьмым. Там может появиться до 1,33 млн кв м жилья. Но именно отсутствие ТМ-35 сдерживает застройку („Ъ“ писал о проблеме 28 мая 2015 года).

Поднятая господином Сухаревым проблема актуальна, подтверждает один из участников рынка. По его данным, застройщикам «Ореховой сопки» и 6-7 микрорайонов выданы ТУ на 118,5 Гкал/ч и 70 Гкал/ч соответственно, причем ДГК должна обеспечить подключение к 2018 году. Но без ТМ-35, которая дала бы порядка 230 Гкал/ч, за счет действующих ТМ-32 и ТМ-33, и так перегруженных, это сделать невозможно. ТМ-25 нужна для обеспечения потребностей застройщиков в районе ул. Ленина—Калинина—Павла Морозова: там планируется возведение не только аквапарка, но и нового объекта компании «Керенг» (строит по городу комплексы Richeville), а резервы трассы уже потрачены на снабжение новостроек по ул. Кавказской (холдинг «Амурские зори»).

Вице-мэр Хабаровска Валерий Лебеда признает, что замечания по схеме теплоснабжения «справедливы», но «там не такой простой вопрос». «Возникли сложности, но мы с Минэнерго работам, их преодолеем»,— заверяет чиновник. По его словам, ТМ-35 для развития города на север крайне необходима, но сначала администрации нужно распределить землю вдоль будущей трассы. «Около 170 га мы распределим в 2016 году. А затем — есть механизм создания консорциума инвесторов из застройщиков. Главное, чтобы затраты затем окупились через включение в тариф»,— отмечает господин Лебеда. Для поэтапной реконструкции ТМ-25 будут использованы средства компаний-застройщиков по аналогичной схеме, добавляет он. Знакомый с ситуацией чиновник уточняет, что вернуть средства через тариф вряд ли получится: «Возврат средств предполагается за счет платы за техприсоединение и амортизацию».

По данным зампреда краевого правительства по ТЭК и ЖКХ Анатолия Литвинчука, схема теплоснабжения Хабаровска должна быть согласована Минэнерго в марте: «Мы ее несколько раз туда возили, было много замечаний». «До 2022 года в планах реконструкция ТМ-25, после — строительство ТЭЦ-4 на базе ТЭЦ-1. ТМ-35 можно построить только за счет будущих застройщиков»,— подчеркивает чиновник. Отметим, что если на ТМ-35 нужно порядка 2,4–2,9 млрд руб., то на упомянутый господином Литвинчуком проект ТЭЦ-4 в пригороде Хабаровска — даже по предварительной оценке 48–56,4 млрд руб. Вся инвестпрограмма ДГК на 2016-2018 годы оценивается в 21,31 млрд руб. Но в условиях роста уровня неплатежей (см. контекст) даже ремонтная программа энергетиков сокращается.

Теплосети Хабаровска перегружены на 25%, доля отказов в подключениях новых объектов — 97%, и это тревожит бизнес, говорит зампред совета по предпринимательству при губернаторе края Сергей Степанов. «Мы считаем, что говорить об инвестклимате, когда застройщики не имеют возможности строить — рано. У нас подготовлены предложения по оптимизации системы: по аналогии с электросетями, мы предлагаем сделать механизм присоединения через „одно окно“. Сейчас сроки получения ТУ просто неприемлемы. Кроме того, мы видим, что инвестпрограммы естественных монополий экспертами никак не обсуждаются, а их исполнение — не контролируется. Но такую систему нужно выстраивать»,— отмечает предприниматель.

Вам может быть интересно
  • ЖКХ ВЫБОРГА — НА ОСОБОМ КОНТРОЛЕ

    Рабочая группа приступила к проверке «январских платежей», сообщает Пресс-служба губернатора и правительства Ленинградской области.
    03.03.2016
  • Вовлечение граждан станет ключевым элементом «Умного города»

    До конца 2020 года цифровые платформы по вовлечению жителей в процессы городского управления должны быть синхронизированы со всеми городскими службами. Об этом сообщил сегодня Андрей Чибис, заместитель главы Минстроя России, во время заседания Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Новосибирске. Онлайн-сервисы взаимодействия властей с горожанами позволят оперативно работать с обращениями и жалобами граждан, жители смогут вносить свои инициативы, публично обсуждать планы и приоритеты градостроительства, благоустройства и другие важные городские вопросы. «Технически разработка самого приложения - онлайн-сервиса для вовлечения граждан не такая сложная задача, ключевой вопрос – как интегрировать это приложение в систему управления городскими процессами и сделать его рабочим инструментом по управлению городом. Решением этого вопроса мы сейчас занимаемся», - подчеркнул Чибис.
    20.12.2018
  • Доля импортного оборудования и материалов при закупках составляет 1,8 процента

    29 января ГУП «ТЭК СПб» приняло участие в заседании Совета делового сотрудничества Санкт-Петербурга и Республики Беларусь в Центре импортозамещения и локализации. В рамках обсуждения перспектив сотрудничества между правительством Санкт-Петербурга и республики Беларусь на стенде предприятия был представлен отчёт о реализации программы импортозамещения за 2015 год.
    29.01.2016
ex professo — со знанием дела