Отраслевые новости

Схемы теплоснабжения нуждаются в арбитрах

Российские экономические и промышленные центры, находящиеся за Уралом, ждут принятия схем теплоснабжения – документов, остро необходимых и генераторам, и застройщикам.
До конца января 2016 года Минэнерго РФ должно принять решение относительно схемы теплоснабжения Красноярска – самого восточного из городов-миллионников нашей страны. По состоянию на начало 2016 года в «подвешенном» состоянии оказались Кемерово, Челябинск и Тюмень – крупнейший из городов РФ, не имеющих схемы теплоснабжения до сих пор. Одна из важнейших проблем, тормозящих принятие схем теплоснабжения, – разногласия, возникающие между крупными генерирующими компаниями и небольшими предприятиями, претендующими на свою долю рынка тепла. Как отмечают комментирующие эту тему эксперты, в России до сих пор не существует механизма, позволяющего принять схему теплоснабжения при наличии разногласий участников процесса, нет арбитра, содействующего принятию наиболее реалистичного и рационального решения. По мнению замдиректора Красноярского филиала Сибирской генерирующей компании (СГК) Анастасии Дьяковой, единственным кандидатом на роль такого арбитра сегодня является Минэнерго РФ, которому дано право утверждать схемы теплоснабжения или возвращать их на дальнейшую доработку.

«Фортум» отстранили от Тюмени

Особенно жесткие критические замечания вызвал проект схемы теплоснабжения Тюмени, обсуждение которого стало одной из основных тем последнего в 2015 году заседания Тюменской городской думы. Несколькими днями раньше состоялись посвященные этой же теме публичные слушания, по результатам которых было принято решение о возвращении документа на доработку, об отстранении от участия в этом процессе АО «Уральская теплосетевая компания» (дочерней компании ОАО «Фортум») и о доработке схемы теплоснабжения силами администрации города Тюмени. По мнению городских и региональных властей, заключение соглашения о разработке теплосхемы с УТСК было ошибкой, которая могла привести к монополизации рынка, росту тарифов для населения и к росту социальной напряженности.
«К сожалению, разработчиком схемы с самого начала были допущены принципиальные ошибки – такие, как отсутствие полноценного обследования существующей системы теплоснабжения, что привело к многочисленным ошибкам в исходных данных, – комментирует ситуацию советник главы администрации города Павел Воропай. – В результате не была, да и не могла быть сделана объективная оценка существующих резервов сетей и установленного на них оборудования. Во-вторых, в нарушение утвержденного распоряжением администрации города Тюмени технического задания разработчиком не был выполнен второй этап разработки схемы – предоставление в администрацию города на рассмотрение и согласование нескольких вариантов схемы для выбора оптимального варианта, который должен был стать основой проекта. Вместо исправления ошибок разработчик, недолго думая, стал прописывать стратегию под заказчика, не учитывая ни существующее состояние, ни мнение населения, ни особенности развития города. Кроме того, разработчик проигнорировал многие из принципиальных замечаний, высказанных более чем за полтора года обсуждения – начиная с первых публичных слушаний, которые состоялись в апреле 2014 года. Единственное из существенных замечаний, принятых в расчет в процессе дальнейшей работы над схемой теплоснабжения, – предложение насчет строительства третьего теплоисточника с комбинированной выработкой в районе ДОКа «Красный Октябрь», решающего проблемы районов с ненадлежащим качеством теплоснабжения. Но при этом разработчик постарался необоснованно увеличить капитальные затраты по этому варианту на 1,2 миллиарда рублей, включая в него мероприятия, выполнения которых не требуется.

Далее, в нарушение закона в общие затраты реализации схемы были заложены мероприятия по капитальному ремонту оборудования ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, магистральных и распределительных сетей, увеличивающие затраты на 12 миллиардов рублей, – работы, которые предстояло выполнить за счет существующих составляющих тарифа. Если оценить эффект от реализации схемы по критерию роста подключенной нагрузки, то получается, что стоимость 1 Гкал подключаемой нагрузки составит более 27 миллионов рублей. Такой объем финансирования невозможно обеспечить ни за счет тарифа, ни за счет платы за подключение. При этом такие мероприятия, как регулировка системы теплоснабжения и применение энергоэффективных технологий, практически не были рассмотрены. По оценке специалистов Департамента тарифной и ценовой политики, озвученной на публичных слушаниях, при реализации предложенного проекта тариф для жителей вырастет в четыре раза. Дальнейшая реализация предложенной схемы привела бы к многомиллиардным капитальным затратам без гарантий решения существующих проблем и выполнения задач планомерного развития города. Иными словами, принимать документ при таких подходах решительно нельзя».

Документ-невидимка вызывает опасения

Дополнительные вопросы и замечания вызывает и уже представленный в федеральное Минэнерго проект схемы теплоснабжения Красноярска, более того, скептическая оценка разработанного ОАО «Всероссийский теплотехнический институт» (ВТИ) документа объединила красноярских парламентариев и представителей ООО «Сибирская генерирующая компания» (СГК) – крупнейшей энергокомпании города. Ранее, в процессе обсуждения документа, высказывались опасения, что принятие первоначального варианта схемы теплоснабжения может привести к закрытию или выводу в резерв достаточно эффективных теплоисточников и фактической монополизации рынка тепла Сибирской генерирующей компанией, уже сегодня обеспечивающей теплом 75 процентов потребителей Красноярска. В конечном итоге был создан компромиссный вариант, включающий, в частности, корректировку сроков переноса мощностей значительной части котельных на ТЭЦ, сохранение зоны действия одной из крупнейших котельных города – котельной ООО «КраМЗЭнерго» и другие поправки. Тем не менее и депутаты, и СГК опасаются, что разработчик предоставил в Минэнерго документ, содержащий наиболее дорогостоящие и спорные решения, реализация которых может привести к росту платы за техприсоединение и поставить под угрозу планы, связанные с развитием Красноярска.

«В частности, некоторые вопросы вызывает представленный нам вариант теплоснабжения микрорайона «Солонцы-2», предусматривающий подачу тепла от Региональной тепловой компании – РТК, – сообщает вице-спикер Красноярского горсовета Александр Глисков. – Существующие расчеты показывают, что в таком случае тепло будет очень дорогое, между тем уже сегодня жители микрорайона «Солнечный» регулярно жалуются на высокие тарифы». Дополнительные вопросы вызывает также предложенный ВТИ вариант теплоснабжения развивающегося микрорайона Бугач, предполагающий строительство «десятков километров сетей», ведущий к более чем вероятному росту платы за техприсоединение, который может оказаться не по карману строителям. Аналогичные опасения высказывают и представители СГК, напоминающие как о дороговизне предлагаемых решений, так и о том, что им не удалось познакомиться с итоговым текстом отправленного в Минэнерго проекта – документа, который так и не появился в публичном доступе. «По большому счету, мы судим о нем исключительно на основании презентаций и заявлений представителей ВТИ, сделанных в рамках заседаний рабочих групп, – сообщает заместитель директора Красноярского филиала СГК Анастасия Дьякова. – В ответ на наши замечания нам отвечают, что указанные нами проблемы будут решаться в ходе дальнейшей актуализации и доработки схемы теплоснабжения, хотя логичней было бы внести исправления сейчас, чтобы не столкнуться с проблемами на этапе реализации. Мы надеемся, что Минэнерго примет в расчет высказанные в адрес проекта критические замечания. И если Министерство вернет документ на доработку, мы готовы отстаивать свою позицию по каждому пункту».

ex professo — со знанием дела