Отраслевые новости

Москва устала строиться

Правительство Москвы предлагает вложить в столичное теплоснабжение почти 300 млрд руб. до 2030 года. Но крупнейший поставщик тепла — Московская объединенная энергетическая компания (МОЭК) — не хочет брать на себя ответственность за такую инвестпрограмму, поскольку не понимает, как будет возвращать вложения. Компания предупреждает о грозящих ей больших убытках, которые можно предотвратить только за счет резкого роста тарифов.

Департамент топливно-энергетического хозяйства (ТЭХ) правительства Москвы в среду завершит сбор предложений по проекту схемы теплоснабжения до 2030 года. Она описывает развитие энергоисточников и теплосетей, а также вывод старых мощностей. В соответствии с проектом единые теплоснабжающие организации обязаны оптимизировать инфраструктуру, переводя нагрузки на наиболее эффективные источники. На территории Старой Москвы эти функции возложены на МОЭК, в Новой Москве (Троицкий и Новомосковский округа) полномочия предлагается возложить на ТСК “Новая Москва”, принадлежащую “Мосэнерго”. Утвердить документ должно Минэнерго РФ.

Схема предполагает инвестиции 291,6 млрд руб. до 2030 года в ценах 2015 года, из них на реконструкцию и строительство энергоисточников идет 201 млрд руб. (146 млрд руб.— в Старой Москве, 55 млрд руб.— в Новой), на теплосети — 90,6 млрд руб. Планируется построить еще восемь энергоисточников на 937 МВт по электроэнергии и 1,7 тыс. Гкал/ч по теплу, в основном в Новой Москве, и 72 котельные на 1,84 тыс. Гкал/ч.

Основной производитель энергоресурсов в Москве — подконтрольное “Газпром энергохолдингу” “Мосэнерго” (13,3 ГВт, 43,3 тыс. Гкал/ч), с 2013 года владеющее МОЭК. Сейчас “Мосэнерго” закрывает избыточные источники тепла, переводя нагрузки с котельных МОЭК на свои ТЭЦ. По целевой модели выработка тепла и электроэнергии должна сосредоточиться в “Мосэнерго”, теплосети и сбыт — в МОЭК.

Среди новых энергоисточников нет крупных ТЭЦ, предлагается обойтись так называемыми энергокомплексами (парогазовые и газотурбинные установки), крупнейший из которых в Коммунарке предусматривает мощность 330 МВ

Инвестиции в энергокомплексы в Новой Москве оцениваются в 42,5 млрд руб. Но в МОЭК считают их необходимость сомнительной “в зонах, где не прогнозируется рост электрических нагрузок или нет ограничений на рост за счет перетока”. Компания направила свою позицию в правительство, подтвердили в “Мосэнерго”. Кроме того, в МОЭК считают, что строительство объектов с комбинированной выработкой тепла и электроэнергии не окупится в действующих моделях тарифного регулирования.

Основным механизмом возврата инвестиций в генерацию были договоры поставки мощности (ДПМ), которые гарантировали повышенные выплаты инвесторам, но вводы ДПМ-проектов уже завершаются. Вводы новой генерации в Москве могут привести к убыткам энергокомпаний или значительному росту тарифов, говорят в МОЭК. Там настаивают, что перспективный спрос можно удовлетворить при повышении загрузки и реконструкции мощностей “Мосэнерго”, а новые энергоисточники строить только при невозможности передачи тепла от существующих. Даже в самом проекте схемы признается избыток тепловой мощности в Москве — 22,3 тыс. Гкал/ч (16,1 тыс. Гкал/ч у “Мосэнерго” и МОЭК).

Также в МОЭК считают завышенным указанный Москвой прирост новой площади — 209 млн кв. м за 15 лет. Последние семь лет прирост был меньше — 3 млн кв. м в год, и темпа 14 млн кв. м в год не достичь, полагают в компании. Там предлагают изменить подход к новым подключениям к теплоснабжению. Сейчас компания не может отказать в подключении, даже если это небольшая нагрузка на большом расстоянии. В схеме надо предусмотреть механизм сравнения вариантов подключения или строительства собственного теплоисточника, заключает МОЭК. Получить комментарий департамента ТЭХ Москвы не удалось.

Тарифы на тепло остаются регулируемыми, и механизмов окупаемости инвестиций нет, признает директор — руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. До 2021 года планируется потратить 128 млрд руб., и даже если капзатраты на ТЭЦ перенести на рынок электроэнергии, то развитие теплосетей все равно потребует 75 млрд руб. По ее оценке, если эти средства брать из тарифов на тепло, то их в ближайшие пять лет надо индексировать дополнительно на 8,5% даже без учета топливных и прочих затрат.

Вам может быть интересно
  • Вовлечение граждан станет ключевым элементом «Умного города»

    До конца 2020 года цифровые платформы по вовлечению жителей в процессы городского управления должны быть синхронизированы со всеми городскими службами. Об этом сообщил сегодня Андрей Чибис, заместитель главы Минстроя России, во время заседания Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Новосибирске. Онлайн-сервисы взаимодействия властей с горожанами позволят оперативно работать с обращениями и жалобами граждан, жители смогут вносить свои инициативы, публично обсуждать планы и приоритеты градостроительства, благоустройства и другие важные городские вопросы. «Технически разработка самого приложения - онлайн-сервиса для вовлечения граждан не такая сложная задача, ключевой вопрос – как интегрировать это приложение в систему управления городскими процессами и сделать его рабочим инструментом по управлению городом. Решением этого вопроса мы сейчас занимаемся», - подчеркнул Чибис.
    20.12.2018
  • В регионах возможно появление операторов учета коммунальных ресурсов

    ГБУ Свердловской области «Институт энергосбережения» выступил на профильном комитете Государственной Думы с инициативой по созданию на региональном уровне единых операторов приборов учета коммунальных ресурсов, установленных в государственных и муниципальных бюджетных учреждениях. Также предлагается ввести обязательное дистанционное снятие показаний и автоматизированную диспетчеризацию.
    25.01.2016
  • Минстрой отрегулирует капремонт

    Минстрой готовится ввести обязательные для регионов правила регулирования взносов на капремонт — предложения ведомство подготовит в течение двух недель. Сейчас субъекты РФ устанавливают взносы исходя из рекомендаций министерства, но не всегда их соблюдают. Кроме того, в ведомстве задумались об условиях развития рынка арендного жилья — в этом году планируется ввести его в десять раз больше, чем в 2015 году, но необходимо до 90 млрд руб. из федерального бюджета.
    20.01.2016
ex professo — со знанием дела